18 февраля 2014 года в рамках международного сотрудничества в зале Ученого Совета МГСУ состоялся российско-немецкий симпозиум «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА». Организаторами конференции выступили Научно Исследовательский Институт Строительной Физики Российской Академии Архитектурно-Строительных Наук совместно с Центром по энергоэффективности и устойчивости зданий (ENNA, Германия).
На симпозиуме с докладами выступили представители Центра энергоэффективных технологий Германии, немецкие специалисты по энергоэффективности, российские специалисты по строительной теплофизике и энергосбережению. В ходе работы симпозиума у участников была возможность ознакомиться с Российскими нормами по энергосбережению (докладчик – Гагарин В.Г.), конструктивными мероприятиями, обеспечивающими сбережение энергии в Российской Федерации (докладчик – Умнякова Н.П.). Специалисты из Германии рассказали о принципах разработки концепций энергосбережения для различных городов Германии, а также о практике реализации концепций в городах Мюнхен и Люксембург.
После того как специалисты из России и Германии обменялись опытом, слово было предоставлено исполнительному директору Ассоциации НАППАН Алексею Горохову, который выступил с критикой работы российских специалистов по строительной теплофизике и энергосбережению.
Внедрение инновационных строительных материалов, которое должно было обеспечить реализацию задач по снижению энергопотребления до 2020 года в Российской Федерации идёт гораздо меньшими темпами, чем в Европе. Как известно, самыми энергоэффективными (коэффициент теплопроводности 0,02) утеплителями на текущий момент являются пенополиуретан PUR и огнестойкий полиизоцианурат PIR. Доля этих утеплителей при производстве сэндвич панелей в Европе уже достигла 90%, тогда как в Российской федерации составила по итогам 2013 года всего 23%. Доля энергоэффективных теплоизоляционных материалов на большом рынке строительной теплоизоляции в Российской Федерации вообще минимальна и составляет не более 2%.
Невнимание к эффективной теплоизоляции ограждающих конструкций – основная причина проблем с исполнением указа президента Российской Федерации № 889 от 04.06.2008г., который установил цель – снижение к 2020 году энергоёмкости ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2009 годом.
Неисполнение указа №889 парадоксально. В 1998-2008 гг., после долгого отставания, Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоёмкости ВВП: этот показатель снизился на 42% и снижался в среднем более чем на 5% в год, что существенно быстрее, чем во многих странах мира.
Указ президента Российской Федерации №889 от 04.06.2008г. положил начало построения федеральной политики энергосбережения. Парадоксально, но уже в следующем году энергоёмкость ВВП вместо дальнейшего снижения неожиданно показала рост 2,3%, а в 2010 г. снизилась только на 0,2%. Парадокс российской политики повышения энергоэффективности: при отсутствии федеральной политики энергоёмкость ВВП быстро снижалась, а после её запуска снижаться перестала. Основная причина низких результатов – плохое качество вновь созданной системы технического регулирования, которая по какой-то причине основана на результатах испытаний, проведённых в семидесятых годах прошлого века:
- Базовые значения требуемого сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций в Российской Федерации постоянно уменьшаются, тогда как во всем мире растут. Ещё в 2003 году требуемое значение сопротивления теплопередачи в Москве составляло 3.13 м2*K/Вт, а в 2013 году уменьшено до 2.99. В качестве примера – в Финляндии этот показатель в 2003 году составлял 4 м2*K/Вт, а в 2013 г. составил уже 5,88. В Российской Федерации доля теплоизоляции ППУ сегодня составляет менее 2%, тогда как в Финляндии – более 10%, что позволило снизить потери энергии в каждом доме в 3 раза по сравнению с аналогичным показателем в Российской Федерации.
- Расчетные теплотехнические показатели теплопроводности теплоизоляционных материалов, указанные в приложении Т, С к СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» были получены несколько десятилетий назад (в семидесятых годах прошлого века) и с тех пор не менялись. В приложении Т к СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий» указаны показатели пенополиуретана 1979 года…
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 предписывало Министерству Регионального Развития Российской Федерации в трехмесячный срок разработать «Требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений». Документ не разработан до сих пор.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 предусматривает необходимость поэтапного уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в зданиях не реже 1 раза в 5 лет. К 1 января 2020 г. уменьшение удельной величины расхода энергетических ресурсов в зданиях должно составить не менее чем на 40% к базовому уровню. Данное требование не отражено ни в одном нормативном документе, в том числе и СП 50.13330.2012 "Тепловая защита зданий".
- Система технического регулирования не содержит возможностей для корректировки устаревших норм тепловой защиты на уровне субъектов Российской Федерации. Накопленный опыт (положительный и отрицательный) применения территориальных строительных норм остается невостребованным. Отсутствует возможность установления коэффициента, применяемого при расчёте сопротивления теплопередачи (СП 50.13330.2012) на региональном уровне.
- Действующая методика определения теплопроводности материалов, описанная в СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты» - сложная процедура с большой погрешностью измерения (которая не нормирована) и не учитывает факторы изменения свойств материалов со временем (старения)». Результат измерений по действующей методике зачастую больше зависит от квалификации исполнителя и его добросовестности нежели от свойств самого материала.
- Система ответственности за невыполнение требований энергетической эффективности при проектировании зданий отсутствует. Внимание эксперта при проведении экспертизы проектной документации к разделу энергоэффективности близко или равно нулю. Проектировщик, как и эксперт органа экспертизы, не несёт реальной ответственности за невыполнение требований энергетической эффективности, так как отсутствуют действенные механизмы проверки соответствия проектируемых и реальных значений затрат энергии.
Резюмируя свое выступление, Алексей Горохов определил 2 возможных вектора развития событий:
- Изменение устаревших норм технического регулирования и, как следствие - выполнение указа Президента №889 и повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировой арене.
ИЛИ - Неизбежна реализация негативных сценариев развития конкуренции в Российской Федерации: стагнация промышленности и ценовая борьба за внутреннего потребителя, вследствие неконкурентоспособности экономики приведёт к окончательной деградации внутреннего производства в стране.