02.07.2015
В июле текущего года вступает в силу новый перечень национальных стандартов и сводов правил строительства. Эксперты и участники рынка признают: документ, будучи упрощенной редакцией былой нормативной базы, далек от совершенства и нуждается в доработке.
«Проектировщики и эксперты будут вынуждены лавировать между действующими нормативами»
Устаревшие положения норм и правил, не отвечающие современному уровню развития строительных технологий; противоречия различных стандартов; отсутствие нормативных требований по важным аспектам строительства, а также обособленность отечественных норм от мировой системы стандартов – сдерживают эффективное развитие строительной отрасли.
С 1 июля вступает в силу Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ призван устранить законодательные пробелы и актуализировать национальную платформу техрегулирования.
Сила противоречий
Перечень содержит 76 документов, из них два национальных стандарта (ГОСТ) и 74 свода правил (СП), которые в большинстве своем стали продуктом переработки советских и в меньшей степени постсоветских СНиПов. Так, например, свод правил СП 33.13330.2012 представляет собой актуализированные разделы 1 и 5–9 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов».
«Новые своды правил являются частично переработанной и зачастую упрощенной редакцией действующих СНиПов, сохранившей различные трактовки нормативных требований по одним и тем же вопросам, – считает директор СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Владислав ЕРЕМИН. – При этом остается неясным, почему в утвержденный перечень вошли отдельные пункты регламентирующих документов, а не их актуализированные редакции в целом».
По его мнению, разработчикам нового регламентирующего документа не удалось полностью устранить противоречия требований различных нормативов и увязать их друг с другом. В частности, п. 8.2 СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» частично противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, анализирует документ Владислав Еремин.
Есть и другие несоответствия. Например, в перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного к применению при проектировании включен ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования», который был отменен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 № 1974-ст. Другой стандарт по надежности строительных конструкций и оснований (ГОСТ 27751-2014) носит рекомендательный характер.
Не были ликвидированы противоречия и в сводах правил по пожарной безопасности. Как отметил известный эксперт в данной области Владимир ТИМОШИН, «в СП 118.13330.2012 высота общественных зданий, на которые не распространяются требования действующих нормативных документов, составляет 55 м, а по СП 4.13130.2013 она принята в 50 м. В п. 6.9 СП 118.13330 ширина лестничных маршей для детских дошкольных учреждений принята 1,2 м, а в п. 5.2.5 СП 1.13130.2009 –1,35 м. И таких противоречий довольно много».
Добавка не повредит
Новый перечень национальных стандартов и сводов правил содержит лишь один СП, не имеющий отношения к СНиПам. Это – СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Разделы 1, 7, 8.
Генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза», председатель комитета по безопасности и качеству строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО, член Совета НОЭКС Александр ОРТ считает это весьма своевременным и правильным. «Защита от терроризма должна быть одним из приоритетов в проектировании, особенно общественных зданий, объектов бытового назначения, где предполагается массовое присутствие людей», – поясняет он.
Между тем иные стандарты и нормы, обязательные для применения в современном строительстве, были упущены. Как признает Владислав Еремин, в перечень, в частности, не попали: ГОСТ 21.1101-2013 по оформлению проектной документации, СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования», СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», ГОСТ Р 22.1.12.2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
Кроме того, добавляет Александр Орт, по-прежнему до конца не урегулирован вопрос, касающийся качества жизни маломобильных групп населения. «Есть общие требования и понимание, а конкретики нет, – считает он. – Мы говорим о том, что должен быть общий доступ маломобильным группам населения во все места. И в то же время продолжаем проектирование жилых зданий с узкими дверями, с порожками, без подлокотников. Видимо, надо произвести революцию в сознании. Однако это приведет к тому, что «полетит» вся экономика существующего строительства и требований: и пожарные, и санитарно-эпидемиологические нормы – все то, что выработано и наработано годами, надо «развернуть на 180 градусов», особенно в жилых зданиях. С общественными, безусловно, все должно быть решено.
Для жилых же домов в будущих корректировках перечня надо предусмотреть нормативы, которые будут определять, что, например, второй или третий этаж должен быть спроектирован под потребности маломобильных групп населения. Надеюсь, что в последующих корректировках этому разделу будет уделено особое внимание».
Национальные стандарты и своды правил по-прежнему полны противоречий
Список обязательных национальных стандартов и сводов правил, утвержденных постановлением правительства № 1521, пока нельзя считать исчерпывающим, резюмирует Владислав Еремин.
Рациональное ядро
Несмотря на ряд недочетов и нестыковок, новый перечень национальных стандартов и сводов правил несет в себе позитивное начало. Как отметил Александр ОРТ, исключение ряда несущественных и сокращение количества обязательных нормативов – это попытка приблизиться к тому рациональному ядру, которое ляжет в основу будущих норм и правил и останется неизменным.
Уже прошли времена всеобщей регламентации, когда в какой-то степени проектировать было проще. На каждое проектное решение находился свой ГОСТ, СНиП или ТУ. Нравилось – не нравилось, надо было четко следовать букве закона. Сегодня проектировщику дается больше творческой свободы, но в то же время и ответственности.
В рамках обязательных действующих требований разработчику проекта предоставляется право выбора решения из нескольких вариантов, которые удовлетворяют основным критериям надежности, безопасности и долговечности.
По мнению Александра Орта, это будет стимулировать инженеров-проектировщиков повышать свою квалификацию: надо будет учиться и переосмысливать свои подходы к проектированию. «Теперь допускается свобода проектировщика и застройщика. Будет не так просто, как во времена СНиПов и ГОСТов, – предрекает Александр Орт. И советует: – Главное – найти золотую середину взаимопонимания между проектировщиком, заказчиком и надзорными органами, такими как экспертиза, как Госстройнадзор. Если эта схема будет работать, то, я думаю, каких-то неудобств и недопонимания быть не должно».
Конечно, теперь все будет намного проще и понятнее: или соблюдай обязательные требования актуализированных СНиПов, или разрабатывай Специальные технические условия (СТУ), признает Владимир Тимошин. Все в полном соответствии с требованиями ст. 5 и 6 ФЗ 384. Со вступлением в силу постановления правительства РФ № 1521 СТУ станут одним из главных документов в области проектирования и расчета пожарного риска, а проектировщики уже не смогут избежать долгого и дорогого процесса его разработки и согласования. Но с согласованием СТУ скоро могут возникнуть большие проблемы. Ведь актуализированные СНиПы не согласованы с МЧС, соответственно, они и не могут служить основанием для разработки СТУ».
В целом игроки строительного рынка расценивают новый перечень стандартов и правил как очередной шаг на пути совершенствования и актуализации технического регулирования в строительной сфере.
«Основные проблемы технического регулирования со вступлением в силу новой редакции перечня можно будет считать решенными только отчасти, – комментирует Владислав Еремин. – Поэтому реформирование норм будет продолжено. Реальная жизнь всегда идет впереди нормотворческого процесса. Издание тех или иных нормативных документов является ответом на возникающие ситуации. В национальные стандарты, своды правил и в другие документы обязательно будут вноситься изменения. Проектировщики и эксперты будут вынуждены лавировать между действующими нормативами, так как не все СП, СанПиНы, СНиПы и РМД увязаны между собой».
«Существующая сегодня система нормативно-правового регулирования, прямо скажем, не идеальна, и ее реформирование просто жизненно необходимо. Ничего не меняется, а выходящие новые нормативно-правовые акты и законопроекты, к сожалению, только создают новые проблемы», – резюмирует Владимир Тимошин.
На фоне системного переосмысления подходов к своей профессиональной деятельности проектировщики, а с ними и застройщики сейчас вынуждены ломать голову над проблемами локальными. Ведь те, кто не успеет подать проектную документацию на экспертизу до 1 июля, будут приводить ее в соответствие с новым перечнем национальных стандартов и сводов правил.
Источник: stroypuls.ru
В июле текущего года вступает в силу новый перечень национальных стандартов и сводов правил строительства. Эксперты и участники рынка признают: документ, будучи упрощенной редакцией былой нормативной базы, далек от совершенства и нуждается в доработке.
«Проектировщики и эксперты будут вынуждены лавировать между действующими нормативами»
Устаревшие положения норм и правил, не отвечающие современному уровню развития строительных технологий; противоречия различных стандартов; отсутствие нормативных требований по важным аспектам строительства, а также обособленность отечественных норм от мировой системы стандартов – сдерживают эффективное развитие строительной отрасли.
С 1 июля вступает в силу Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ призван устранить законодательные пробелы и актуализировать национальную платформу техрегулирования.
Сила противоречий
Перечень содержит 76 документов, из них два национальных стандарта (ГОСТ) и 74 свода правил (СП), которые в большинстве своем стали продуктом переработки советских и в меньшей степени постсоветских СНиПов. Так, например, свод правил СП 33.13330.2012 представляет собой актуализированные разделы 1 и 5–9 «СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов».
«Новые своды правил являются частично переработанной и зачастую упрощенной редакцией действующих СНиПов, сохранившей различные трактовки нормативных требований по одним и тем же вопросам, – считает директор СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Владислав ЕРЕМИН. – При этом остается неясным, почему в утвержденный перечень вошли отдельные пункты регламентирующих документов, а не их актуализированные редакции в целом».
По его мнению, разработчикам нового регламентирующего документа не удалось полностью устранить противоречия требований различных нормативов и увязать их друг с другом. В частности, п. 8.2 СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» частично противоречит санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, анализирует документ Владислав Еремин.
Есть и другие несоответствия. Например, в перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного к применению при проектировании включен ГОСТ Р 54257-2010 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования», который был отменен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 № 1974-ст. Другой стандарт по надежности строительных конструкций и оснований (ГОСТ 27751-2014) носит рекомендательный характер.
Не были ликвидированы противоречия и в сводах правил по пожарной безопасности. Как отметил известный эксперт в данной области Владимир ТИМОШИН, «в СП 118.13330.2012 высота общественных зданий, на которые не распространяются требования действующих нормативных документов, составляет 55 м, а по СП 4.13130.2013 она принята в 50 м. В п. 6.9 СП 118.13330 ширина лестничных маршей для детских дошкольных учреждений принята 1,2 м, а в п. 5.2.5 СП 1.13130.2009 –1,35 м. И таких противоречий довольно много».
Добавка не повредит
Новый перечень национальных стандартов и сводов правил содержит лишь один СП, не имеющий отношения к СНиПам. Это – СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Разделы 1, 7, 8.
Генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза», председатель комитета по безопасности и качеству строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО, член Совета НОЭКС Александр ОРТ считает это весьма своевременным и правильным. «Защита от терроризма должна быть одним из приоритетов в проектировании, особенно общественных зданий, объектов бытового назначения, где предполагается массовое присутствие людей», – поясняет он.
Между тем иные стандарты и нормы, обязательные для применения в современном строительстве, были упущены. Как признает Владислав Еремин, в перечень, в частности, не попали: ГОСТ 21.1101-2013 по оформлению проектной документации, СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования», СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования», ГОСТ Р 22.1.12.2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования», СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
Кроме того, добавляет Александр Орт, по-прежнему до конца не урегулирован вопрос, касающийся качества жизни маломобильных групп населения. «Есть общие требования и понимание, а конкретики нет, – считает он. – Мы говорим о том, что должен быть общий доступ маломобильным группам населения во все места. И в то же время продолжаем проектирование жилых зданий с узкими дверями, с порожками, без подлокотников. Видимо, надо произвести революцию в сознании. Однако это приведет к тому, что «полетит» вся экономика существующего строительства и требований: и пожарные, и санитарно-эпидемиологические нормы – все то, что выработано и наработано годами, надо «развернуть на 180 градусов», особенно в жилых зданиях. С общественными, безусловно, все должно быть решено.
Для жилых же домов в будущих корректировках перечня надо предусмотреть нормативы, которые будут определять, что, например, второй или третий этаж должен быть спроектирован под потребности маломобильных групп населения. Надеюсь, что в последующих корректировках этому разделу будет уделено особое внимание».
Национальные стандарты и своды правил по-прежнему полны противоречий
Список обязательных национальных стандартов и сводов правил, утвержденных постановлением правительства № 1521, пока нельзя считать исчерпывающим, резюмирует Владислав Еремин.
Рациональное ядро
Несмотря на ряд недочетов и нестыковок, новый перечень национальных стандартов и сводов правил несет в себе позитивное начало. Как отметил Александр ОРТ, исключение ряда несущественных и сокращение количества обязательных нормативов – это попытка приблизиться к тому рациональному ядру, которое ляжет в основу будущих норм и правил и останется неизменным.
Уже прошли времена всеобщей регламентации, когда в какой-то степени проектировать было проще. На каждое проектное решение находился свой ГОСТ, СНиП или ТУ. Нравилось – не нравилось, надо было четко следовать букве закона. Сегодня проектировщику дается больше творческой свободы, но в то же время и ответственности.
В рамках обязательных действующих требований разработчику проекта предоставляется право выбора решения из нескольких вариантов, которые удовлетворяют основным критериям надежности, безопасности и долговечности.
По мнению Александра Орта, это будет стимулировать инженеров-проектировщиков повышать свою квалификацию: надо будет учиться и переосмысливать свои подходы к проектированию. «Теперь допускается свобода проектировщика и застройщика. Будет не так просто, как во времена СНиПов и ГОСТов, – предрекает Александр Орт. И советует: – Главное – найти золотую середину взаимопонимания между проектировщиком, заказчиком и надзорными органами, такими как экспертиза, как Госстройнадзор. Если эта схема будет работать, то, я думаю, каких-то неудобств и недопонимания быть не должно».
Конечно, теперь все будет намного проще и понятнее: или соблюдай обязательные требования актуализированных СНиПов, или разрабатывай Специальные технические условия (СТУ), признает Владимир Тимошин. Все в полном соответствии с требованиями ст. 5 и 6 ФЗ 384. Со вступлением в силу постановления правительства РФ № 1521 СТУ станут одним из главных документов в области проектирования и расчета пожарного риска, а проектировщики уже не смогут избежать долгого и дорогого процесса его разработки и согласования. Но с согласованием СТУ скоро могут возникнуть большие проблемы. Ведь актуализированные СНиПы не согласованы с МЧС, соответственно, они и не могут служить основанием для разработки СТУ».
В целом игроки строительного рынка расценивают новый перечень стандартов и правил как очередной шаг на пути совершенствования и актуализации технического регулирования в строительной сфере.
«Основные проблемы технического регулирования со вступлением в силу новой редакции перечня можно будет считать решенными только отчасти, – комментирует Владислав Еремин. – Поэтому реформирование норм будет продолжено. Реальная жизнь всегда идет впереди нормотворческого процесса. Издание тех или иных нормативных документов является ответом на возникающие ситуации. В национальные стандарты, своды правил и в другие документы обязательно будут вноситься изменения. Проектировщики и эксперты будут вынуждены лавировать между действующими нормативами, так как не все СП, СанПиНы, СНиПы и РМД увязаны между собой».
«Существующая сегодня система нормативно-правового регулирования, прямо скажем, не идеальна, и ее реформирование просто жизненно необходимо. Ничего не меняется, а выходящие новые нормативно-правовые акты и законопроекты, к сожалению, только создают новые проблемы», – резюмирует Владимир Тимошин.
На фоне системного переосмысления подходов к своей профессиональной деятельности проектировщики, а с ними и застройщики сейчас вынуждены ломать голову над проблемами локальными. Ведь те, кто не успеет подать проектную документацию на экспертизу до 1 июля, будут приводить ее в соответствие с новым перечнем национальных стандартов и сводов правил.
Источник: stroypuls.ru