23.07.2015
В рамках прошедшей недавно выставки «Иннопром» несколько форумных площадок были посвящены модернизации российских городов и развитию инфраструктуры. Без упоминания об энергетической и экономической эффективности в городском хозяйстве не обошлось ни одно обсуждение. Но от слов – к делу. В материале портала «Точка зрения» представлен обзор нескольких уже реализованных проектов по регулированию потребления энергоресурсов, а также идеи экспертного сообщества по совершенствованию законодательства в этой области.
Муниципалитеты сегодня, как отмечают эксперты, вынуждены повышать эффективность муниципальной экономики, чтобы выполнять требования действующего законодательства, чтобы жители получали качественные услуги по вменяемым коммунальным тарифам и проживали комфортно (если говорить об уличном освещении). Но готовы ли жители платить за повышения качества услуг?
Индивидуальные тепловые пункты
Пермский филиал «Т-плюс&lrquo; (КЭС-Холдинг) достаточно успешно реализовал в Перми проект по установке индивидуальных теплопунктов (ИТП) в многоквартирных домах (МКД). Был выбран крупный район города – Кировский, – где расположено около 1100 МКД и проживает 140 тысяч человек. Как и в большинстве муниципалитетов, в районе те же недостатки коммунальной инфраструктуры: бесхозные сети, в 30% домов нет приборов учета, системы потребления тепла не настроены – все это отражается на больших теплопотерях.
Как рассказал руководитель регионального филиала «Т-плюс&lrquo; Сергей Богуславский, разработка проекта стоимостью 2,4 млрд рублей (1,5 млрд – ИТП, 900 млн – сети) заняла около года. Проект предполагает отказ от централизованной системы распределения тепла и переход на ИТП с заменой тепловых сетей.
ИТП запускается посредством энергосервисных контрактов по следующему принципу. Потребитель на протяжении 5 лет оплачивает тепловую энергию по прежним расценкам. По истечении этого срока в домах свыше четырех этажей ИТП окупается и безвозмездно передается в общедомовое пользование. В домах же ниже четырех этажей с окупаемостью сложнее: экономический эффект меньше, чем стоимость ИТП. Поэтому для жителей таких домов решено выделить в 2015 году субсидию из регионального бюджета.
Эффект от реализации проекта:
- почти полностью обновленная система теплоснабжения;
- потребители обеспечены качественным теплоснабжением с меньшим расходом гигакалорий;
- уровень износа инфраструктуры снизился на 23%, потери – на 18%, сократилась аварийность;
- ресурсоснабжающие компании и жители не зависят от запуска отопительного сезона в муниципалитете.
Котельные как инвестиции
Говоря о модернизации энергоэффективности в МКД, следует не забывать о том, что сокращение потребления тепловой энергии ведет к сокращению денежного потока для организаций коммунального комплекса. Не получая платежи в прежнем объеме, ресурсоснабжающие организации (РСО) рано или поздно вынуждены повышать тарифы, чтобы обеспечить надлежащую выработку тепловой энергии. Как в таком положении РСО могут выполнять задачу по модернизации, показывает опыт Омской территориальной коммунальной компании.
Проект предназначен для малых городов (с населением менее 250 тысяч человек) и предполагает переход на блочно-модульные котельные малой мощности. Сначала РСО ищет ответственного инвестора – производителя теплоснабжающего оборудования и предлагает ему схему взаимодействия не на финансовой основе, а на взаимовыгодном сотрудничестве.
Частотное регулирование теплопотерь
Заведующий кафедрой «Энергосбережение» Уральского энергетического института УрФУ Николай Данилов предлагает более широко использовать системы частотного регулирования на коммунальных объектах, актуальные для Свердловской области. При этом, по его словам, тепловизионные исследования особенно актуальны для приемки в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жилья.
« Энергоэффективность сегодня стала фигурой речи »
В таком направлении рассуждает Вячеслав Сорокин, директор ООО «Технологии энергосбережения» (Челябинск). Эксперт отнюдь не представил какой-либо инновационный проект, но при этом доходчиво изложил свой подход, который по сути сводится к импортозамещению в энергоснабжении.
Капремонт плюс энергосервис
Сегодня в капитальный ремонт многоквартирных домов входят только виды работ, перечисленные в Жилищном кодексе и региональной программе капремонта. Среди этих работ практически нет тех, которые напрямую были бы связаны с повышением энергетической эффективности дома. Специалисты российской Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО предлагают закрепить законодательно проведение энергоэффективных мероприятий в ходе капремонта. Например, установка погодного узла регулирования, замена ламп в подъезде на энергосберегающие – все это сегодня не относится к капитальному ремонту.
По ее словам, потенциал энергоэффективности в России используется недостаточно. Во всем мире процент контрактов, которые выполняются за счет энергосервиса, – от 6 до 13%. Самый высокий процент в Китае, причем в сфере ЖКХ. В нашей стране этот показатель меньше 3%.
Провести энергосервис не возможно без учета коммунальных ресурсов, то есть повсеместной установки приборов учета.
В связи с этим осенью 2015 года эксперты РАЭСКО намерены представить законодателю меры по оптимизации системы учета и регулирования энергопотребления. Среди них такие, как:
- ввести обязанность для РСО организовать учет объема и качества поставляемых ресурсов посредством автоматизированного дистанционного снятия показаний приборов учета, самостоятельно либо с привлечением оператора коммерческого учета (ОКУ);
- включить поквартирные приборы учета в общее имущество многоквартирного дома, а управляющие компании наделить обязанностями их содержать (для жителей право собственности на приборы не прекращается, а трансформируется);
- обязать УК самостоятельно закупать и устанавливать приборы учета (при этом свои затраты компания компенсирует из средств собственников, распределив платежи на определенный срок эксплуатации прибора, например, в течение 5 лет).
В рамках прошедшей недавно выставки «Иннопром» несколько форумных площадок были посвящены модернизации российских городов и развитию инфраструктуры. Без упоминания об энергетической и экономической эффективности в городском хозяйстве не обошлось ни одно обсуждение. Но от слов – к делу. В материале портала «Точка зрения» представлен обзор нескольких уже реализованных проектов по регулированию потребления энергоресурсов, а также идеи экспертного сообщества по совершенствованию законодательства в этой области.
Муниципалитеты сегодня, как отмечают эксперты, вынуждены повышать эффективность муниципальной экономики, чтобы выполнять требования действующего законодательства, чтобы жители получали качественные услуги по вменяемым коммунальным тарифам и проживали комфортно (если говорить об уличном освещении). Но готовы ли жители платить за повышения качества услуг?
Индивидуальные тепловые пункты
Пермский филиал «Т-плюс&lrquo; (КЭС-Холдинг) достаточно успешно реализовал в Перми проект по установке индивидуальных теплопунктов (ИТП) в многоквартирных домах (МКД). Был выбран крупный район города – Кировский, – где расположено около 1100 МКД и проживает 140 тысяч человек. Как и в большинстве муниципалитетов, в районе те же недостатки коммунальной инфраструктуры: бесхозные сети, в 30% домов нет приборов учета, системы потребления тепла не настроены – все это отражается на больших теплопотерях.
Как рассказал руководитель регионального филиала «Т-плюс&lrquo; Сергей Богуславский, разработка проекта стоимостью 2,4 млрд рублей (1,5 млрд – ИТП, 900 млн – сети) заняла около года. Проект предполагает отказ от централизованной системы распределения тепла и переход на ИТП с заменой тепловых сетей.
ИТП запускается посредством энергосервисных контрактов по следующему принципу. Потребитель на протяжении 5 лет оплачивает тепловую энергию по прежним расценкам. По истечении этого срока в домах свыше четырех этажей ИТП окупается и безвозмездно передается в общедомовое пользование. В домах же ниже четырех этажей с окупаемостью сложнее: экономический эффект меньше, чем стоимость ИТП. Поэтому для жителей таких домов решено выделить в 2015 году субсидию из регионального бюджета.
Эффект от реализации проекта:
- почти полностью обновленная система теплоснабжения;
- потребители обеспечены качественным теплоснабжением с меньшим расходом гигакалорий;
- уровень износа инфраструктуры снизился на 23%, потери – на 18%, сократилась аварийность;
- ресурсоснабжающие компании и жители не зависят от запуска отопительного сезона в муниципалитете.
Котельные как инвестиции
Говоря о модернизации энергоэффективности в МКД, следует не забывать о том, что сокращение потребления тепловой энергии ведет к сокращению денежного потока для организаций коммунального комплекса. Не получая платежи в прежнем объеме, ресурсоснабжающие организации (РСО) рано или поздно вынуждены повышать тарифы, чтобы обеспечить надлежащую выработку тепловой энергии. Как в таком положении РСО могут выполнять задачу по модернизации, показывает опыт Омской территориальной коммунальной компании.
Проект предназначен для малых городов (с населением менее 250 тысяч человек) и предполагает переход на блочно-модульные котельные малой мощности. Сначала РСО ищет ответственного инвестора – производителя теплоснабжающего оборудования и предлагает ему схему взаимодействия не на финансовой основе, а на взаимовыгодном сотрудничестве.
Частотное регулирование теплопотерь
Заведующий кафедрой «Энергосбережение» Уральского энергетического института УрФУ Николай Данилов предлагает более широко использовать системы частотного регулирования на коммунальных объектах, актуальные для Свердловской области. При этом, по его словам, тепловизионные исследования особенно актуальны для приемки в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры и жилья.
« Энергоэффективность сегодня стала фигурой речи »
В таком направлении рассуждает Вячеслав Сорокин, директор ООО «Технологии энергосбережения» (Челябинск). Эксперт отнюдь не представил какой-либо инновационный проект, но при этом доходчиво изложил свой подход, который по сути сводится к импортозамещению в энергоснабжении.
Капремонт плюс энергосервис
Сегодня в капитальный ремонт многоквартирных домов входят только виды работ, перечисленные в Жилищном кодексе и региональной программе капремонта. Среди этих работ практически нет тех, которые напрямую были бы связаны с повышением энергетической эффективности дома. Специалисты российской Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО предлагают закрепить законодательно проведение энергоэффективных мероприятий в ходе капремонта. Например, установка погодного узла регулирования, замена ламп в подъезде на энергосберегающие – все это сегодня не относится к капитальному ремонту.
По ее словам, потенциал энергоэффективности в России используется недостаточно. Во всем мире процент контрактов, которые выполняются за счет энергосервиса, – от 6 до 13%. Самый высокий процент в Китае, причем в сфере ЖКХ. В нашей стране этот показатель меньше 3%.
Провести энергосервис не возможно без учета коммунальных ресурсов, то есть повсеместной установки приборов учета.
В связи с этим осенью 2015 года эксперты РАЭСКО намерены представить законодателю меры по оптимизации системы учета и регулирования энергопотребления. Среди них такие, как:
- ввести обязанность для РСО организовать учет объема и качества поставляемых ресурсов посредством автоматизированного дистанционного снятия показаний приборов учета, самостоятельно либо с привлечением оператора коммерческого учета (ОКУ);
- включить поквартирные приборы учета в общее имущество многоквартирного дома, а управляющие компании наделить обязанностями их содержать (для жителей право собственности на приборы не прекращается, а трансформируется);
- обязать УК самостоятельно закупать и устанавливать приборы учета (при этом свои затраты компания компенсирует из средств собственников, распределив платежи на определенный срок эксплуатации прибора, например, в течение 5 лет).