21.04.2016
Топ-менеджер компании ТехноНИКОЛЬ поделился своим видением актуальных проблем отрасли, которые следует обсудить на Госсовете.
К заседанию первого в истории России Государственного совета по строительству наши эксперты готовят широкий спектр предложений. В рамках данной публикации мы бы хотели остановиться на двух темах, имеющих важное значение для перспектив развития строительной отрасли: увеличение экспортного потенциала и повышение энергоэффективности строений.
Увеличение экспортного потенциала
Промышленность строительных материалов обладает высоким экспортным потенциалом, поскольку на протяжении последних лет развитие отрасли сопровождалось трансфером передовых зарубежных технологий, локализацией производства крупными международными производителями, строительством на территории РФ автоматизированных современных производств. Все это привело не только к тому, что доля импорта изоляционных материалов на территорию РФ составляет уже менее 10%, но и к конкурентоспособности российских строительных материалов на зарубежных рынках.
С учетом международной конкуренции для получения возможности экспорта продукции на зарубежные рынки российские предприятия должны пройти процедуры испытаний и сертификации строительных материалов в зарубежных органах сертификации. Цель — подтверждение технических характеристик строительных материалов действующим в зарубежных странах нормам и получение права их реализации на этих зарубежных рынках.
В рамках Дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» предусмотрена разработка Минмпромторгом России Постановления Правительства РФ на возмещение затрат, связанных с адаптацией на внешних рынках продукции, производимой российскими промышленными предприятиями:
а) на международную сертификацию продукции и сертификацию продукции на страновых рынках;
б) на подготовку и перевод технической документации, на разработку (доработку) экспортного варианта документации по требованиям зарубежного заказчика;
в) на вывоз и доставку образцов для технических и/или клинических испытаний, доработку продукции в процессе технических и/или клинических испытаний;
г) на проведение испытаний образцов продукции в аккредитованных/нотифицированных испытательных лабораториях;
д) на оформление и получение сертификата/декларации о соответствии;
е) на получение регистрационных удостоверений, оформление актов экспертизы;
ж) на командирование специалистов организации-экспортера для проведения технических испытаний и т.д.
Выделение субсидии на возмещение затрат, связанных с адаптацией российской продукции на внешних рынках, может стать эффективным инструментом поддержки российских экспортеров, чья продукция обладает стабильными конкурентными преимуществами на зарубежных рынках, а также на расширение ассортимента экспортируемой продукции. Важность данного инструмента усиливается в условиях сокращения внутреннего спроса на строительные материалы.
Затраты на сертификацию продукции за рубежом являются постоянной статьей расходов, которые несут экспортеры при выходе на зарубежные рынки. При росте курсовой разницы затраты промышленных предприятий на сертификацию продукции, включая испытания образцов, приезд зарубежных экспертов с инспекцией на производственное предприятие и т.д., только за 2015 год выросли в среднем на 40%.
Мероприятие было включено в План действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Проект распоряжения об утверждении данного плана представлен в Правительство РФ, где на указанное мероприятие было предусмотрено выделить 1 млрд руб. Тем не менее Минфин не согласовал выделение средств на данную деятельность.
Поэтому мы очень рассчитываем, что в рамках Госсовета будут выработаны меры и сформулированы поручения о поддержке экспортеров в части выделения субсидии на сертификацию российской продукции на зарубежных рынках.
Повышение энергоэффективности
Что касается повышения энергоэффективности, то данный вопрос позволит не только стабилизировать ситуацию в строительстве, но и будет способствовать развитию российской экономики в целом и улучшению экологической ситуации.
В Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества зданий гражданского назначения. Положительная динамика развития фонда зданий имеет разную интенсивность, хотя сохраняется в течение долгого периода времени.
Сектор жилых зданий является крупным потребителем энергии, на долю которого приходится:
- 23% потребления первичной энергии;
- 21% потребления конечной энергии (в ЕС жилые здания потребляют 27% конечной энергии);
- 42% конечного потребления тепловой энергии;
- 16% конечного потребления электроэнергии;
- 25% конечного потребления природного газа и почти треть суммарного потребления природного газа.
Таким образом, российские здания — это сектор с самым большим потенциалом экономии энергии: 102 млн т у. т. (22% всего потенциала экономии энергии в стране) или 142 млн т у. т. (по требованиям для «пассивного здания»).
За последние 40 лет накоплен богатый зарубежный опыт реализации политики по повышению энергоэффективности в зданиях. Способы повышения энергоэффективности насчитывают десятки мер, которые можно условно разделить на группы:
- Модернизация зданий при капитальном ремонте, приведение характеристик ограждающих конструкций и инженерного оборудования к действующим нормативам.
- Налоговое стимулирование застройщиков, собственников, эксплуатантов зданий на использование энергосберегающих конструкций.
- Субсидирование энергосберегающих мероприятий, льготное кредитование.
В международной практике основными мерами политики по повышению энергоэффективности в зданиях являются:
- нормирование параметров энергоэффективности зданий с помощью строительных норм и правил;
- сертификация и маркировка зданий и оборудования по уровням энергоэффективности;
- госзакупки только зданий и оборудования высоких классов энергетической эффективности;
- энергетические обследования и использование механизма энергосервисных контрактов;
- повышение энергоэффективности за счет средств ресурсоснабжающих компаний путем реализации программ интегрированного энергетического планирования, управления спросом, схемы белых сертификатов и стандартов на ресурс энергоэффективности;
- инвентаризация фонда зданий и совершенствование статистики.
В настоящее время в соответствии с п.6 Перечня поручений Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 26 октября 2015 г. №ДМ-П13-7296 проходит межведомственное согласование план мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий, разработанный Минстроем России с участием отраслевой общественности и экспертного сообщества.
Данная дорожная карта предусматривает комплекс мер по внесению изменений в законодательные и нормативно-технические документы, направленные на:
- повышение доли многоквартирных домов наивысшего класса энергетической эффективности, введенных в эксплуатацию;
- повышение доли административных и общественных зданий наивысшего класса энергетической эффективности, введенных в эксплуатацию;
- уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии и электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах;
- уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии и электрической энергии в административных и общественных зданиях.
Предлагается, что после 2025 года все новые здания должны будут улучшить показатели энергоэффективности на 60% от базового уровня 2003 года, а по отоплению и вентиляции — на 68%.
Предлагается закрепить на законодательном уровне требования к применению энергосберегающих мероприятий, материалов и оборудования при капитальном ремонте зданий как обязательные для выполнения.
Реализация задач по повышению энергоэффективности в новом строительстве и при капитальном ремонте позволит к 2030 году получить существенную экономию энергии — до 18 млн т у. т. Кроме того, это позволит улучшить ситуацию в решении экологических задач, повышении комфортности проживания населения и его здоровья, снижении затрат населения на ЖКУ.
Повышение энергоэффективности зданий также является существенным драйвером инновационного развития промышленности строительных материалов.
Рассчитываем, что в рамках Госсовета будет уделено значительное внимание вопросам повышения энергоэффективности зданий в России как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте, и установлен контроль за реализацией пунктов «дорожной карты» ответственными исполнителями и в предусмотренные сроки.
Евгений ВОЙЛОВ, вице-президент ТехноНИКОЛЬ
Источник: www.rcmm.ru
Топ-менеджер компании ТехноНИКОЛЬ поделился своим видением актуальных проблем отрасли, которые следует обсудить на Госсовете.
К заседанию первого в истории России Государственного совета по строительству наши эксперты готовят широкий спектр предложений. В рамках данной публикации мы бы хотели остановиться на двух темах, имеющих важное значение для перспектив развития строительной отрасли: увеличение экспортного потенциала и повышение энергоэффективности строений.
Увеличение экспортного потенциала
Промышленность строительных материалов обладает высоким экспортным потенциалом, поскольку на протяжении последних лет развитие отрасли сопровождалось трансфером передовых зарубежных технологий, локализацией производства крупными международными производителями, строительством на территории РФ автоматизированных современных производств. Все это привело не только к тому, что доля импорта изоляционных материалов на территорию РФ составляет уже менее 10%, но и к конкурентоспособности российских строительных материалов на зарубежных рынках.
С учетом международной конкуренции для получения возможности экспорта продукции на зарубежные рынки российские предприятия должны пройти процедуры испытаний и сертификации строительных материалов в зарубежных органах сертификации. Цель — подтверждение технических характеристик строительных материалов действующим в зарубежных странах нормам и получение права их реализации на этих зарубежных рынках.
В рамках Дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» предусмотрена разработка Минмпромторгом России Постановления Правительства РФ на возмещение затрат, связанных с адаптацией на внешних рынках продукции, производимой российскими промышленными предприятиями:
а) на международную сертификацию продукции и сертификацию продукции на страновых рынках;
б) на подготовку и перевод технической документации, на разработку (доработку) экспортного варианта документации по требованиям зарубежного заказчика;
в) на вывоз и доставку образцов для технических и/или клинических испытаний, доработку продукции в процессе технических и/или клинических испытаний;
г) на проведение испытаний образцов продукции в аккредитованных/нотифицированных испытательных лабораториях;
д) на оформление и получение сертификата/декларации о соответствии;
е) на получение регистрационных удостоверений, оформление актов экспертизы;
ж) на командирование специалистов организации-экспортера для проведения технических испытаний и т.д.
Выделение субсидии на возмещение затрат, связанных с адаптацией российской продукции на внешних рынках, может стать эффективным инструментом поддержки российских экспортеров, чья продукция обладает стабильными конкурентными преимуществами на зарубежных рынках, а также на расширение ассортимента экспортируемой продукции. Важность данного инструмента усиливается в условиях сокращения внутреннего спроса на строительные материалы.
Затраты на сертификацию продукции за рубежом являются постоянной статьей расходов, которые несут экспортеры при выходе на зарубежные рынки. При росте курсовой разницы затраты промышленных предприятий на сертификацию продукции, включая испытания образцов, приезд зарубежных экспертов с инспекцией на производственное предприятие и т.д., только за 2015 год выросли в среднем на 40%.
Мероприятие было включено в План действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Проект распоряжения об утверждении данного плана представлен в Правительство РФ, где на указанное мероприятие было предусмотрено выделить 1 млрд руб. Тем не менее Минфин не согласовал выделение средств на данную деятельность.
Поэтому мы очень рассчитываем, что в рамках Госсовета будут выработаны меры и сформулированы поручения о поддержке экспортеров в части выделения субсидии на сертификацию российской продукции на зарубежных рынках.
Повышение энергоэффективности
Что касается повышения энергоэффективности, то данный вопрос позволит не только стабилизировать ситуацию в строительстве, но и будет способствовать развитию российской экономики в целом и улучшению экологической ситуации.
В Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества зданий гражданского назначения. Положительная динамика развития фонда зданий имеет разную интенсивность, хотя сохраняется в течение долгого периода времени.
Сектор жилых зданий является крупным потребителем энергии, на долю которого приходится:
- 23% потребления первичной энергии;
- 21% потребления конечной энергии (в ЕС жилые здания потребляют 27% конечной энергии);
- 42% конечного потребления тепловой энергии;
- 16% конечного потребления электроэнергии;
- 25% конечного потребления природного газа и почти треть суммарного потребления природного газа.
Таким образом, российские здания — это сектор с самым большим потенциалом экономии энергии: 102 млн т у. т. (22% всего потенциала экономии энергии в стране) или 142 млн т у. т. (по требованиям для «пассивного здания»).
За последние 40 лет накоплен богатый зарубежный опыт реализации политики по повышению энергоэффективности в зданиях. Способы повышения энергоэффективности насчитывают десятки мер, которые можно условно разделить на группы:
- Модернизация зданий при капитальном ремонте, приведение характеристик ограждающих конструкций и инженерного оборудования к действующим нормативам.
- Налоговое стимулирование застройщиков, собственников, эксплуатантов зданий на использование энергосберегающих конструкций.
- Субсидирование энергосберегающих мероприятий, льготное кредитование.
В международной практике основными мерами политики по повышению энергоэффективности в зданиях являются:
- нормирование параметров энергоэффективности зданий с помощью строительных норм и правил;
- сертификация и маркировка зданий и оборудования по уровням энергоэффективности;
- госзакупки только зданий и оборудования высоких классов энергетической эффективности;
- энергетические обследования и использование механизма энергосервисных контрактов;
- повышение энергоэффективности за счет средств ресурсоснабжающих компаний путем реализации программ интегрированного энергетического планирования, управления спросом, схемы белых сертификатов и стандартов на ресурс энергоэффективности;
- инвентаризация фонда зданий и совершенствование статистики.
В настоящее время в соответствии с п.6 Перечня поручений Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 26 октября 2015 г. №ДМ-П13-7296 проходит межведомственное согласование план мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий, разработанный Минстроем России с участием отраслевой общественности и экспертного сообщества.
Данная дорожная карта предусматривает комплекс мер по внесению изменений в законодательные и нормативно-технические документы, направленные на:
- повышение доли многоквартирных домов наивысшего класса энергетической эффективности, введенных в эксплуатацию;
- повышение доли административных и общественных зданий наивысшего класса энергетической эффективности, введенных в эксплуатацию;
- уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии и электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах;
- уменьшение удельного годового расхода тепловой энергии и электрической энергии в административных и общественных зданиях.
Предлагается, что после 2025 года все новые здания должны будут улучшить показатели энергоэффективности на 60% от базового уровня 2003 года, а по отоплению и вентиляции — на 68%.
Предлагается закрепить на законодательном уровне требования к применению энергосберегающих мероприятий, материалов и оборудования при капитальном ремонте зданий как обязательные для выполнения.
Реализация задач по повышению энергоэффективности в новом строительстве и при капитальном ремонте позволит к 2030 году получить существенную экономию энергии — до 18 млн т у. т. Кроме того, это позволит улучшить ситуацию в решении экологических задач, повышении комфортности проживания населения и его здоровья, снижении затрат населения на ЖКУ.
Повышение энергоэффективности зданий также является существенным драйвером инновационного развития промышленности строительных материалов.
Рассчитываем, что в рамках Госсовета будет уделено значительное внимание вопросам повышения энергоэффективности зданий в России как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте, и установлен контроль за реализацией пунктов «дорожной карты» ответственными исполнителями и в предусмотренные сроки.
Евгений ВОЙЛОВ, вице-президент ТехноНИКОЛЬ
Источник: www.rcmm.ru